НАВЕРХ

СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ ПУТЬ К ДОЛГОЛЕТИЮ

Никто в нашем мире не будет сомневаться в том, что скорость реакции и для человека и для животных это действительно вопрос жизни и смерти. Нетрудно себе представить, что хорошая реакция, например, спасла антилопу от того, что она стала жертвой хищника. Нетрудно представить, что хорошая скорость реакции хищника, спасла его от меткого выстрела охотника. Нетрудно представить, что хорошая реакция человека, спасла его на пешеходном переходе от автомобиля, который, не соблюдая никаких правил, летел прямо на него. Можно придумать сотни примеров, в которых можно достаточно ярко показать, что скорость реакции это жизненно важное, и жизненно необходимое качество для любого биологического объекта.

Природа наделила биологические объекты способностью к быстрой реакции для того чтобы эта способность помогала им сохранить собственную жизнь. Можно смело утверждать, что быстрая реакция является элементом функциональных систем выживаемости и продолжения рода. Особи с быстрой реакцией имеют  эволюционные преимущества, Что в окружающей нас природе всегда было очень значимым фактором эволюционного развития видов.

Можно с уверенностью говорить что, такой важный элемент жизнедеятельности как способность к быстрой реакции с одной стороны не может не оказывать влияние на общее состояние организма и на процессы его жизнедеятельности, а с другой стороны скорость реакции во многом определяется общим состоянием функциональных процессов организма биологического объекта.

Об этом хорошо знали медики древнего Китая и мастера боевых искусств. Достаточно распространенным мнением о важности реакции являются фраза о том, что «реакция умирает последней». Мастера боевых искусств подчеркивали этим выражением важность сохранения реакции как можно дольше во времени. Они утверждали, что настоящее старение начинается с того момента, когда реакция человека начинает резко замедляется.

К сожалению, современные медицинские исследования и исследования в области геронтологии достаточно мало внимания уделяют этому вопросу. Только последнее время ученые заинтересовались взаимосвязью между уровнем реакции человека и продолжительностью его жизни.

Ученые из университета Эдинбурга (Edinburgh University) на протяжении 20 лет следили за 7414 пациентами, а затем исследовали зависимость продолжительности их жизни от физической активности, вредных привычек, скорости реакции, лишнего веса и ещё нескольких факторов. Среди самых критичных для долголетия позиций неожиданно оказалась та, о которой раньше особо не задумывались.

Результаты данных исследований были опубликованы в журнале “Intelligence”.

Впервые была учтена скорость реакции человека на происходящее вокруг него события. В 1980 годы всех добровольцев протестировали. Добровольцев попросили нажать одну из 5 кнопок в зависимости от того, какой символ появляется на экране. Таким образом, врачи определили среднее время реакции каждого из добровольцев.

С тех пор, 1289 из испытуемых умерли, причем 568, из-за различных заболеваний сердца. В 1998 2004 годах ученые начали обрабатывать полученные данные и сравнили скорость реакции, степень пристрастиях курению, вес и прочие факторы у тех, кто умер, и тех, кто был еще жив.

Выяснилось, что мужчины и женщины, у которых медленная реакция в 2,6 раза чаще умирают раньше времени, от каких бы то ни было причин. Только курение с его параметрам (3,03) показала больший риск смерти.

Физические нагрузки, кровяное давление, сердечный ритм, отношение окружности талии к окружности бедер, употребление алкоголя и индекс массы тела - все эти параметры имели куда меньший эффект на продолжительность жизни добровольцев.

Даже в тех случаях, когда люди умирали от проблем с сердцем, время реакции стояло на втором месте после кровяного давления.

Подводя итоги своим исследованиям, ученые сформулировали достаточно интересную закономерность. Они утверждают, что самым важным фактором сокращения жизни оказывается курение, на втором месте они поставили скорость реакции. Люди обеих полов, которые имели замедленную реакцию, умирали в два с половиной раза чаще, чем другие. Даже умереть от сердечного приступа, шансов, у людей с замедленной реакцией, было больше чем у тех, кто страдал от высокого давления.

Все остальные параметры влияли на продолжительность жизни намного слабее, чем скорость реакции. Даже тогда, когда люди погибали от неполадок с сердцем, время реакции было более критично, чем давление крови. Можно предположить, что способность нашего мозга в быстрой обработке информации в значительной степени помогает ему и быстрее отреагировать на возникновения системных опасных ситуаций.

 

Вот как комментирует руководитель соответствующего изыскания доктор Эдинбуржского университета (Edinburgh University) Гарет Хаггер-Джонсон (Gareth Hagger-Johnson): - "Скорость реакции отражает состояние основного элемента центральной нервной системы, а скорость обработки информации считается базовой когнитивной способностью. Если провести простой тест на время реакции в зрелом возрасте, то можно выяснить, когда человек умрет. Эти данные будут верны вне зависимости от пола, возраста, этнической принадлежности и социально-экономической базы» (журнал Public Library of Science).

 

Если не вдаваться в тонкости физиологических процессов, происходящих в нашем организме при тренировках скорости реакции, можно однозначно сказать, что тренинг реакции на различные внешние раздражители очень благоприятно воздействуют на наш организм в целом и способствует увеличению продолжительности жизни.

Понимая благоприятное воздействие тренинга реакции на организм, следует задаться вопросом, а как именно эту реакцию тренировать? Достаточно потратить немного времени в интернете, чтобы довольно быстро понять, насколько мало освещёна данная проблема.

Очень полезно сначала определиться, что мы имеем в виду, когда говорим о скорости реакции. Допустим, есть какой-либо внешний раздражитель, например, со стола падает книга. Момент, когда вы заметили начало падения книги, обозначим временем ноль. Далее в течение некоторого времени вы осознаете, что книга падает со стола и необходимо принять какие-то меры. Через долю секунды вы понимаете, что вам необходимо задержать падение книги и принимайте решение эту книгу поймать. Начиная с этого времени, у вас уже сформировано решение, каким образом необходимо действовать и ваша рука, получив сигнал об этом, осуществляет движение для того, чтобы книгу поймать. Всё описанное выше происходит за доли секунды, но этапы, о которых говорится, и их последовательность выполняются всегда. Время с момента, когда вы заметили начало падения и до момента, когда вы приняли решение эту книгу поймать, определяет время латентной фазы реакции. Время с момента принятия решения и до момента, когда ваша рука поймала книгу, определяет время моторной или физической фазы реакции.

Очень часто даже в специальной литературе понятие латентной и моторной фаз реакции часто путают, а иногда и вовсе не учитывают при различных методах тренировки реакции.

Существуют колоссальное количество рекомендаций, в которых говорится о том, как именно и какие упражнения надо использовать для тренировки реакции. Конечно, все эти рекомендации очень полезны как общеукрепляющие упражнения, и в какой-то степени способствуют развитию реакций, но большинство из них направлено в большей степени на развитие координации и точности движений, чем на развитие реакции.

Одним из самых распространённых, рекомендуемых упражнение, является упражнение с использованием теннисного мячика. Например, рекомендуется встать у стены и, кидая мяч стену одной рукой, ловить его другой. В начале использования данного упражнения, реакция действительно немного тренируется. Но постепенно человек улучшает свою координацию движения, и уже настолько точно может бросать мяч, что для того, чтобы его поймать, не требуется хорошая реакция. На этом этапе тренирующийся уже заранее знает, куда он бросит мяч и в какое место этот мяч может отпрыгнуть от стены. При упражнениях такого типа в большей степени тренируется точность броска, чем реакция. Такое положение характерно для всех упражнений похожего типа. В какой-то мере можно рекомендовать при упражнениях с мячом у стены, не просто бросать мяч в стену, а сначала научиться жонглировать тремя мечами, для того, чтобы потом, жонглируя мячами, кидать их в стену. При таком варианте упражнения, внимание сосредоточено на том, чтобы поймать отскочивший от стены мяч. Сосредоточение на мяче, который надо поймать, отвлекает от точности броска, и бросок становится не совсем предсказуемым. Как следствие мячи отскакивают от стены более или менее хаотично, что позволяет тренировать не только координацию, но и реакцию. Но и это упражнение тренирует реакцию только до определенного момента. На высоком уровне тренировки жонглирования, можно уже предвидеть, куда отскочит мяч после броска. На этом этапе тренировка реакции практически приостанавливается.

Другими достаточно распространёнными упражнениями, являются упражнения в паре с партнером. При этих упражнениях партнер осуществляет какие-либо действия, а тренирующийся должен определённым образом реагировать на эти действия. Этот тип упражнений достаточно распространен в единоборствах и в игровых видах спорта. Безусловно данные упражнения вырабатывают очень полезные навыки у тех, кто их использует. Но, как и в первом случае, данные упражнения в большей степени тренируют у спортсмена чувство партнера. Занимающийся, постепенно учится замечать и чувствовать, можно сказать предчувствовать, действия своего партнера. Такой навык очень важен в единоборствах, однако с точки зрения тренировки реакции, данное упражнение тренирует ее (реакцию) только до определённого предела, который определяется уровнем возможности предсказать действия партнера. Далее тренируется способность по идеомоторным действиям партнера видеть развитие ситуации и предугадывать возможные действия.

В последнее время достаточно широко распространилась мнение о том, что компьютерные игры могут развивать реакцию и, по сути, могут служить упражнением для тренинга реакции. Наверное, в этом есть какой-то смысл, но данный вопрос, на сегодняшний день, недостаточно изучен, и требует более глубоких дополнительных исследований.

Так как же развивать и тренировать реакцию? Попробуем более подробно ответить на этот вопрос.

Рассмотрим процессы, которые определяют скорость реакции. Сначала вы что-то видите, что-то слышите, или что-то почувствовали. После этого от ваших рецепторов визуальных, слуховых или тактильных в ваш мозг попадает определенный сигнал. Мозг анализирует полученную информацию и формирует команду для мышц на выполнение того или иного моторного действия.

От начала восприятия какого-либо раздражителя до начала вашего действия проходит определённое время. Это время, как уже говорилось ранее, является латентным временем реакции. Вторая составляющая общей скорости реакции это так называемая моторная фаза. В этой фазе скорость реакции определяется временем реакции мышцы на сигнал к действию и скоростью сокращения мышечных волокон. В современной спортивной медицине и в современном спорте, латентное время реакции считается генетически обусловленной индивидуальной особенностью. Такое мнение сформировало убежденность в том, что латентное время нельзя сократить за счёт тренировок. Данное мнение совершенно не разделяют мастера боевых искусств Китая. Напротив, они считают, что сокращение латентного времени это мощнейший резерв увеличение скорости реакции. При этом считается, что сокращение латентного времени посредством специальных тренировок оказывает благоприятное воздействие не только на скорость реакции, но и на общее состояние организма, на скорость его вариабельности и скорость его реакции на патогенные факторы.

 

Рассмотрим более подробно, из каких частей или факторов формируется общее время реакции. Можно считать, что реакция состоит из следующих компонентов:

1. восприятие раздражителя рецепторами;

2.  передача возбуждения от рецепторов к центральной нервной системе;

3.  обработка полученного сигнала в центральной нервной системе и формирование сигнала ответа;

4.  передача ответного сигнала к мышцам;

5.  отработка мышцами полученного сигнала.

 

Обобщая сказанное, можно сказать, что скорость реакции определяется - уровнем восприятия, скоростью прохождения нервного импульса, скоростью принятия решений, скоростью выполнения действия. У нормально тренированного человека это время занимает приблизительно от 0,5 да 0,7 секунды. Но как показывает практика и жизненный опыт 0,5-0,7 секунды часто оказывается недостаточно для осуществления требуемых действий.

Практические рекомендации и все особенности тренировки реакции реализованы в методиках китайских школ боевых искусств. В качестве примера можно привести методики тренировки скорости реакции в школе «Фу Син Бао Мэнь» (复光宝門 Fù guāng bǎo mén). Название школы переводится как «Ворота Возрождённой Драгоценности». В рамках этой Школы проводятся достаточно известные тренировки, которые знатокам боевых искусств востока известны как упражнение «Мао Чуа Шу» (кошка ловит мышь) (Māo zhuā shǔ  猫抓鼠).

На первых этапах освоения этого упражнения партнеры становятся друг против друга, и один из них держит двумя руками небольшой моток плотной шерсти. Второй участник упражнения должен поймать данные моток шерсти, когда его партнер неожиданно разводит руки в стороны. Это упражнение начального уровня, и как уже говорилось выше, после определённого времени тренировки данного упражнения возникает момент, когда один из участников начинает предугадывать движение своего партнера. Наставники школ боевых искусств достаточно хорошо знали проблемы связанные с тренировкой реакции, поэтому, как только они видели, что один из участников упражнения начинает ловить мышку (так называют мишень, которую ловят в упражнении), как говорится десять раз из десяти, то занимающимся рекомендуется перейти к следующему этапу данного упражнения. На втором этапе упражнения партнеры также становятся друг против друга, но один из участников держит не одну мишень, а два мотка шерсти. По своему усмотрению он может бросить либо один моток, либо другой моток, либо два мотка шерсти одновременно. Его партнер должен поймать либо один моток, либо другой, либо поймать оба мотка одновременно.

При освоении данного этапа от занимающего требуются не только высокая скорость движения, но и очень высокая скорость обработки информации, которая поступает в мозг. При недостаточно высокой скорости обработки информации, поступающей от зрительных рецепторов, невозможно эффективно выполнять упражнения данного этапа.

К сожалению, даже второй этап упражнения, несмотря на свою сложность, тренирует реакцию только до определенного уровня. При освоении второго этапа данного упражнения, также как и на первом этапе, рано или поздно возникает момент, когда тренирующийся больше предугадывает действия своего партнера, чем использует свою реакцию. Конечно, даже предугадывая действия своего партнера, необходимо иметь скорость движения и реакции достаточную для того, чтобы поймать моток шерсти.

Да, у тренированных таким способом бойцов реакция очень быстрая, но для большинства высших техник мастеров боевых искусств считается, что на этом этапе она еще не достаточно высокая.

После освоения второго этапа упражнения переходят к тренировкам третьего этапа. На этом этапе мишень бросают, из-за какого либо экрана, например из-за книжки или из-за плоской дощечки. При этом занимающейся не видит начальной фазы падение мишени, и начинает видеть ее уже после того, как мишень набрала некую начальную скорость. Поймать мишень в данном упражнении очень сложно. Но на третьем этапе тренируют и партнера, который бросает мишень. Его заставляют не смотреть на мишень, думать о чём-либо посторонним и отпускать мишень очень постепенно, таким образом, чтобы момент падения мишени был неожиданным для самого бросающего ее. Это делается для того, чтобы как можно меньше подавать сигналы партнеру о своем намерении и не показывать своими действиями момент начала падения мишени.

Освоение третьего этапа данного упражнения, уже само по себе является очень высоким достижением в развитии реакции. Но следует отметить, что всего этапов, в описанном упражнении, восемь, один из которых подразумевает то, что мишень надо ловить с завязанными глазами.

При выполнении данных упражнений необходимо учитывать несколько нюансов, которые автор данной статьи сумел понять спустя много лет после того, как изучал данные упражнения в Даосском храме. Первый нюанс это выбор изготовление мишеней или как их называют занимающиеся - выбор мышки. Мышка изготавливается  из отходов шерсти, которые возникают при изготовлении кошмы. Кошма это войлочный ковер и при его изготовлении остаются комки валяной шерсти, которые потом выбрасывают, так как они уже непригодны для изготовления ковров. Внешне этот комок напоминает небольшой моток шерсти, но если его ловить возникают очень интересные тактильные ощущения. Такое впечатление, что ловишь маленькое мягкое пушистое живое существо. Такие ощущения очевидно должны включать некие древние механизмы тактильных ощущений, напоминающие дикие инстинкты древнего охотника, что, безусловно, создает определенный настрой и определенное настроение.

Второй важный момент это позиция, в которой выполняется данное упражнение. Эта позиция называется Мабу, что в переводе означает Позиция всадника. При такой позиции ноги широко расставлены и согнуты в коленях так, что тренирующийся находится в полуприсяде. Здесь следует дать небольшое пояснение. Дело в том, что когда человек достаточно активно двигается, то усиленно работают его мышцы связки и суставы, и нагрузка на них фиксируется специальными рецепторами. Эти рецепторы называются проприорецепторы. Задача этих рецепторов направлять сигналы в мозг о том, что организм находится в активном движении, и требуются специальное усиленное питание для задействованных в движении мышц. Проприорецепторы это специальные чувствительные нервные клетки, которые располагаются в коже, мышцах, связках и сухожилиях. Головной мозг обрабатывает информацию, полученную от проприорецепторов, и дает команду органам послать с потоком крови соответствующее число питательных и физиологически активных веществ, а также кислорода.

Исследователи в области физиологии утверждают, что основная часть проприорецепторов располагается в группах мышц, которая называется квадрицепс. Квадрицепс это четырехглавая составная мышца занимающая переднюю и боковую часть бедра и состоящая из четырех отдельных мышц. Данная группа мышц принимает участие в сгибании бедра и голени через коленный сустав. Находясь в позиции Мабу, занимающийся очень сильно напрягает мышцы входящие в группу квадрицепс, тем самым активно стимулирует проприорецепторы находящаяся в этой группе мышц. Иными словами, становясь в позицию под названием Мабу, вы тем самым активируйте большое количество рецепторов, которые направляют сигнал в головной мозг и приводят организм в состояние готовности к психическим и физическим нагрузкам.

При тренировках реакции многие задаются вопросом, а существует ли предел развития и тренировки реакции. Моторная фаза реакции и ее составляющая часть общего времени реакции ограничена по определению. Ограничения моторной фазы связаны массой перемещающейся части тела, будь то рука, нога или другая часть тела. Латентная фаза реакции не имеет таких ограничений. Естественно эта составляющая часть времени, и соответственно скорости реакции, может быть сведена практически к нулю. При этом должно меняться субъективное восприятие времени. Научиться волевым усилием изменять субъективное восприятие времени, и есть настоящая цель тренинга сверхреакции, к которой необходимо стремиться.

 

В заключение хотелось бы дать некоторые рекомендации по тренировки реакции на первых этапах. Очень полезно сначала подготовиться к тренировкам, развивающим скорость действий и быстроту реакции.

К подготовительным упражнениям можно отнести тренировку складывать числа в уме. Напишите на бумаге несколько двузначных чисел и попытайтесь их сложить в уме, не прибегая к записям и калькулятору.

Современного человека отучили выполнять математические операции в уме. Но, как, ни странно, способность и умение складывать в уме и развитие этих качеств напрямую связана с тренировкой скорости реакции. Когда вы уже достаточно легко сможете складывать в уме двузначные числа, перейдите к более сложному упражнению. Возьмите телефон и начинайте складывать цифры, из которых состоят номера телефонов ваших знакомых. Полученные результаты удерживает в уме, и затем тоже сложите. Такие несложные тренировки достаточно хорошо подготовят вас для более сложных тренировок на отработку скорости реакции и скорости движения.

Следующее упражнение, которое может способствовать развитию реакций, заключается в том, что необходимо с какого-нибудь небольшого возвышения спрыгнуть вниз, и тут же, как можно более высоко, подпрыгнуть вверх. В качестве возвышения можно использовать невысокую табуретку, или какой-нибудь невысокий, но прочный и устойчивый предмет, например лавку.

При тренировках реакции довольно часто возникает ситуация, когда требуется выполнять упражнения, на первый взгляд, не имеющие никакого отношения к развитию реакции. Это связано с тем, что для быстрой реакции требуется задействовать очень сложный комплекс самых различных систем организма, свойства которых, необходимо тренировать с помощью специальных отдельных упражнений.

Особое место при тренировках реакции занимает тренировка слуха. В Школах боевых искусств, таким тренировкам уделяют особое внимание. Научного объяснения феномену корреляции между скоростью реакции и способностью различать очень тихие звуки, на сегодняшний день нет, но немногочисленные опыты и исследования в этом направлении, подтверждают, что такая связь существует. Очевидно, данный феномен связан со способностью концентрироваться на внешних источниках сигналов (в данном случае это звук), а способность концентрации, напрямую, связана со скоростью реакции.

В Школах и направлениях китайских боевых искусств есть тренировки, где те или иные действия на реакцию необходимо выполнять по звуковому сигналу. При этом уровень громкости звукового раздражителя постепенно уменьшают, приводя его к едва различимому на слух звуку. Считается, что это упражнения вырабатывает очень полезные качества у спортсмена, и сильно увеличивает скорость его реакции.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Немало специалистов в области спортивных тренировок утверждает, что тренировать реакцию лучше всего в паре с напарником. Это миф, порожденный отсутствием реально действующих тренажеров реакции в свободном доступе.

Предлагаемые сегодня тренажеры для реакции на самом деле таковыми не являются. Примеров таких тренажеров можно найти достаточное количество на различных интернет ресурсах. Но все эти тренажеры тренируют, как уже говорилось выше, не отдельные составляющие реакции, а в большей степени направлены на тренировку координации и слаженных моторных действий. Тренажер, разработанный специалистами Центра Вахтовой Медицины, лишён всех недостатков, которые были перечислены в данной статье. Тренируясь на этом тренажере, можно достаточно эффективно сокращать латентную фазу реакции, тем самым резко увеличивать скорость реакции.

Тренировки с партнером эффективны только на самых первых этапах развития реакции. Партнер, независимо от своего желания, всё равно своими идеомоторными действиями, будет выдавать момент начала своего движения. При длительных тренировках, распознать и предвидеть действия партнера совсем несложно.

Следует отметить, что тренировка качеств, необходимых для быстрой реакции, ни в коем мере не заменяет собой специальных упражнений, где эти качества реакции должны быть применены в реальных практических действиях. Тренировки на специальном тренажере лишь дополняют тренировки, которые предлагают тренера своим ученикам. Развивая отдельные, необходимые составляющие скорости реакции, создается база, фундамент для развития сверхбыстрой реакции, необходимой в тех или иных конкретных действиях.

 

СКОРОСТЬ РЕФЛЕКСОВ

 

Скорость реакции на раздражители различной модальности меняется:

1. Слуховые и тактильные раздражители вызывают самую быструю реакцию — 105-180 мс.

2. Реакция на визуальные раздражители — 150-255 мс.

3. Реакция на раздражитель обоняния — 200-300 мс.

4. Боль и температурные рефлексы — 400-1000 мс.

Минимальное время добровольной реакции здоровых взрослых составляет приблизительно 100 мс., однако специальными тренировками это время можно существенно сократить.

Сигналы нервной системы путешествуют на скорости 288 км в час. В старости скорость реакции уменьшается на 15-25%.

 

КОГДА БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ ПЕРВЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕАКЦИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ?

 

Предполагается, что серьезный интерес к скорости реакции человека возник, когда выяснилось, что астрономы дали разные показания при маркировке момента, при котором звезда пересекает меридиан. Немецкий астроном и математик Ф. Бессель (1784 — 1846), который обнаружил это явление, провел эксперимент: в 1823 году он измерил скорость реакции человека в ответ на раздражение кожи и установил факт индивидуальных особенностей скорости реакции, а также особенности восприятия стимулов.

 

СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ И ИНТЕЛЛЕКТ

 

Некоторые исследователи считают, что скорость реакции во многом определяется интеллектом, на которые в свою очередь влияет способность мозга обрабатывать информацию и соответственно давать ответное команды организма. Данное утверждение не совсем соответствует истине. Дело в том, что скорость реакции определяется не только скоростью обработки полученной информации, но также и скоростью принятия решения о выполнении конкретного действия. К этому времени добавляется скорость выполнения или реализации этого принятого решения (моторная фаза реакции). Поэтому если речь идет об обработке информации, то здесь действительно уровень интеллекта в той или иной степени будет определять скорость реакции. Но мы часто замечаем за тобой и за другими людьми очень интересную ситуацию. Человек, например, видит какой-то быстро проходящий процесс. Он понимает, что надо сделать, но не делает этого. То есть у него полученная информация обработалась достаточно быстро, но принятое решение реализовывалось замедленно, с паузой. Именно это говорит о том, что интеллект в какой-то мере способствует увеличению скорости реакции, но полная или общая скорость реакции зависит не только от интеллекта, но и от других достаточно важных факторов, в том числе и от скорости реализации принятого решения.

Наверное, поэтому мы очень редко видим высокоинтеллектуальных людей, у которых высокая скорость реакции, конечно, если они не занимаются специальными методами тренировки, или каким-либо видом спортивной деятельности.

 

 

in nomine vitam et salutem